piektdiena, 2014. gada 4. jūlijs

Līgatnes fabrika zaļā rāmī

Фабрика в зеленой раме http://vesti.lv/society/theme/city/28117-2012-09-06-g007.html 06.09.2012 02:00 Игорь ВАТОЛИН E-mail Печать PDF В ближайшую субботу в Лигатне при участии президента Андриса Берзиньша, представителей местной власти, историков, строителей и профессионалов туристического бизнеса откроется познавательная тропа вокруг уникальной Лигатненской бумажной фабрики. Она является старейшим в Европе производством бумаги, продолжающим действовать до наших дней. И удавшейся попыткой соединить успешное производство, зеленое окружение и высококачественную социальную среду. Как в Лигатне капиталисты социализм построили Рай или казарма В 1815 году в долине, окруженной лесистыми холмами, предприниматели Конрад Юстус Шторх и Карл Кибер наладили на водяной мельнице Палтмальского поместья производство бумаги из тряпья с использованием воды речки Лигатне. С сего знаменательного события начинается история здешнего бумажного производства. К 1830 году стараниями того же Карла Кибера дала первую продукцию основная фабрика, расположенная неподалеку от старой мельницы. В 1858-м на подведенной по акведуку воде речки-труженицы заработали турбины Анфабрики (от нем. Handfabrik – фабрика с использованием ручного труда, мануфактура). Здесь до 1871 года производили гербовую бумагу Российской империи, изготовление которой требовало особо тщательности. После большого пожара основная фабрика в 1885 году возобновила работу в теперешних красно-кирпичных корпусах с высокими трубами. До Первой мировой фабрика и поселок перешли на электрическое освещение, ввели в строй термо-электроцентраль. Тогда же на примыкающем к фабрике участке между речкой и каналом и на шести окрестных холмах усилиями капиталистов, прежде всего представителей семьи Менцендорф, начинается создание поселка, призванного сгладить противоречия между производством и природой, трудом и капиталом. В период с 1874 по 1900 год здесь построили 20 деревянных рядных домов для рабочих со всей бытовой инфраструктурой, бесплатными коммунальными и образовательными услугами. Еще три деревянных виллы построили для фабрикантов и инженерного состава, из красного кирпича возвели монументальный фабричный клуб, больницу, аптеку и роддом. Для нужд фабрики и поселка создали мощную гидросистему с запрудами и каналами, через которые перекинули семь причудливых мостиков. Первые рядные дома поселка на Закюсале и их сегодняшние обитатели. Фабрика продолжала работать в независимой Латвии и при советской власти. Преодолев экономические сложности, она работает и сейчас. Международные эксперты утверждают, что фабрика в Лигатне является старейшей из действующих в Европе. А подобного фабричного поселка – то ли рая, то ли благоустроенной казармы для рабочих – не сохранилось больше нигде. Причем в исторических домах и сегодня живут люди, многие из которых работают на фабрике. Быть или не быть Шло время… Деревянный ансамбль пребывал в казалось бы безнадежном состоянии. Мотором перемен стал лигатненец в четвертом поколении Айнарс Штейнс, вступивший в 2005 году в должность главы края. К приходу Штейнса вопрос стоял следующим образом: или системно вкладывать немалые деньги в ветшающее наследие – или отказаться от статуса памятника и в конечном счете ликвидировать его. Штейнс обратился в Общество культурного наследия, которое совместно с Госинспекцией по охране памятников культуры (ГИОПК) собрало в Лигатне экспертов в области наследия. Для многих уровень здешних объектов стал настоящим открытием. Об инициативе самоуправления услышал родившийся и выросший в Лигатне оперный режиссер Гунтис Гайлитис и донес благую весть до еще одной местной – известного архитектора Инары Карклини. Выяснилось, что сын Инары занимается в Бостоне как раз подобными вещами. В домашнем архиве Гунтиса Гайлитиса чудесным образом обнаружился воображаемый вид Лигатне и окрестностей, созданный еще до возведения фабрично-поселкового комплекса. Самое удивительное, что к началу XX века утопия была практически полностью реализована. Photo Креативный глава Лигатненского края Айнарс Штейнс. – Каждую пятницу в четыре часа мы в рижском офисе Инары проводили видеоконференцию с находившимся в США Миксом Карклиньшем. В рекордно короткое время нам удалось проработать различные аспекты восстановления индустриально-природного ансамбля в Лигатне, – рассказывает Айнарс Штейнс. К марту 2008 года концепция была готова. Для воплощения благих намерений дело стало за финансированием. Самоуправление подало заявку на финансирование проекта в Европейский фонд реконструкции и развития на реализацию двух из четырех разработанных культурно-исторических туристических маршрутов. И звезды не подвели. 010_dom_resize На историческом фото роддом для работниц, возведенный владельцем фабрики Вильгельмом Менцендорфом. Работы в пейзаже развернулись в 2010- 2012 годах. С учетом масштаба стоимость всех работ (включая проектирование) оказалась относительно небольшой – порядка 800 тыс. латов, из которых 65% выделил ЕФРР, остальное – самоуправление. – Нам удалось обустроить две культурно-исторические тропы: проложить трассы для передвижения туристов, разместить информацию и по возможности привести в порядок сами объекты. Проблематика отношений труда и капитала, производства и окружающей среды остается актуальной и для сегодняшнего дня. Об этом сейчас вовсю дискутируют в Европарламенте… Реализация этого проекта – начало нового этапа в истории Лигатне, – убежден Айнарс Штейнс. Оценка работы, проделанной самоуправлением и энтузиастами, не заставила себя долго ждать. В 2011 году Лигатненский фабричный поселок получил приз Eden как самый выдающийся туристический пункт назначения в Европе. Вклад архитектурных бюро Forma и LCC Karklins Design Studio заслужил Мраморный кирпич – главную латвийскую награду в области охраны культурного наследия. В том же году ансамбль фабричного поселка был заявлен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. По маршруту Отправляюсь на прогулку по свежесозданным туристическим тропам фабрично-природного заповедника в компании архитектора Инары Карклини, основного разработчика проекта. Большая часть маршрута доступна для инвалидов-колясочников. Напротив туристического центра один из основных памятников Лигатне – водяная мельница, с которой началось бумажное производство. Сейчас здесь магазинчики, баня и кафе с историческим названием «Мельница Вильгельмины». В этом здании около 200 лет назад Конрад Юстус Шторх и Карл Кибер начали производить бумагу в Лигатне. Первые три деревянных рядных дома для рабочих были построены в 1874- 1876 годах на Заячьем острове (Zaķusala). Апартаменты для рабочих строили на английский манер, с отдельными садиками и крылечками, разделенными красно-кирпичными брандмауэрами. Выходит, первые рядные дома в Латвии возникли не на рижской Кипсале в 1990-е, а на столетие раньше – в Лигатне. Через дорогу от жилых домов – сложенные из тесаного гранита с красно-кирпичной отделкой амбарчики службы быта. Местные почему-то называют их пивоваренками (brūzīši). В одном крыле располагались два огромных котла для варки белья и бельевой каток. В другом – все для выпечки хлеба для домашнего стола. Всего возвели около десяти таких пивоваренок. В рамках проекта вдоль склонов долины Лигатне проложили изящные лесенки и променады. От Заячьего острова рукой подать до фабрики. По сравнению с советским временем объем производства почти не изменился. Теперь это в основном промышленная бумага, 85% идет на экспорт. Нынешние фабриканты подумывают о пользующемся повышенным спросом узкопрофильном бумажном производстве и уже сегодня изготавливают акварельную и другую бумагу для живописи. Производство в зеленом окружении на территории Национального парка «Гауя», без загрязнения окружающей среды, из вторичного сырья (макулатуры) – дополнительные плюсы для реализации на рынке ЕС. Об экскурсии на фабрику можно договориться в туристическом центре. Прямо за забором фабрики ее владелец Вильгельм Менцендорф возвел роддом с самым современным на ту пору медицинским оборудованием. Заботу о здоровье матерей-работниц можно объяснить как гуманизмом просвещенного фабриканта, так и заботой о прибыли. Работница в положении до последнего была занята на производстве и ее прямо из цеха доставляли на койку роженицы. Когда рождался мальчик, над крышей здания взвивался голубой флаг, если девочка – розовый….По крутой лестнице поднимаемся на Школьный холм (Skolas kalns), получивший свое название от школы, открытой здесь в 1891 году. На средства проекта провели серьезную реконструкцию территории с двумя рядными домами и вспомогательными постройками. У самого склона две смотровые площадки, с которых открывается вид на фабрику в окружении зеленых холмов. – Здесь возникла проблема слишком узких улочек на не слишком обширной вершине холма. Подрезали часть насыпи и укрепили бетонными стенками, провели дренаж, поменяли дорожное покрытие, установили водостоки. Сейчас здесь можно без проблем ездить и парковаться, – рассказывает архитектор. Воображаемый вид Лигатне и окрестностей из домашнего архива Гунтиса Гайлитиса, был нарисован еще до возведения фабрично-поселкового комплекса. Отдельной головной болью стали дровяные сараи самых причудливых форм и материалов. При сносе пусть покосившихся, но таких привычных развалюх многих охватили скепсис и разочарование. Однако после возведения разработанных Инарой Карклиней ажурных, под надежной крышей сараев, заборчиков и придверных чуланчиков для дров негативные эмоции сменились на принятие и поддержку. – Туристы нам особо не мешают. Пусть себе ездят, на нас и эти дома смотрят, если уж они такой ценностью оказались, – поддержал перемены местный долгожитель Петерис. – Уже сейчас красота, только надо посадить цветочки, – присоединилась пенсионерка Татьяна. Архитектор Инара Карклиня на благоустроенном по ее проекту Школьном холме. Изюминка проекта – именные пешеходные мостики, перекинутые через каналы и овраги. На трассе второго маршрута при подходе к Анфабрике открывается дивный вид на нижний «Вильгельм» (пересечение тросов конструкции образует букву W – Wilhelm) и верхний «Эйжен» (Eugen). Первый был призван увековечить фабриканта Вильгельма Менцендорфа, хотя народ упорно называл его Вильгельминой – в честь той самой прекрасной мельничихи. …После прохода по тропам обоих маршрутов общей протяженностью 3,5 км интересуюсь у г-жи Карклини, насколько людям удобно сегодня жить в исторических домах. – Конечно, исторический уровень благоустройства с наружными туалетами не соответствует современным потребностям. Для обустройства современных санузлов нужно объединить как минимум две изначальные квартиры. Что многие и сделали. С точки зрения сохранения наследия, главное, чтобы не менялся внешний вид. Идеальный вариант, чтобы в этих домах селились люди, сознательно выбравшие жизнь в памятнике архитектуры, – уверена Инара Карклиня. В ситуации глобального Интернета, когда работники интеллектуального труда перебираются из мегаполисов в живописную провинцию, пожелание архитектора может скоро исполниться. Публикация газеты «ЧАС»

Nav komentāru:

Ierakstīt komentāru